Страница 1 из 1

50 когнитивных искажений

Добавлено: 28 янв 2022, 00:31
xor

Источник:

Маск говорит, что каждый ребёнок должен знать и избегать эти 50 когнитивных искажений
Гендиректор Tesla и SpaceX Илон Маск в своём твиттере поделился списком из 50 ошибок восприятия и мышления, о которых, по его мнению, нужно с малых лет рассказывать всем людям. Инфографика с когнитивными искажениями, понимание которых поможет людям принимать более рациональные решения, была подготовлена компанией TitleMax.

mask.jpg
  • Фундаментальная ошибка атрибуции: люди склонны объяснять поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.

  • Эгоистическая погрешность: люди склонны приписывать успех своим способностям и усилиям, а неудачи — внешним факторам.

  • Внутригрупповой фаворитизм: склонность содействовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

  • Эффект присоединения к большинству (подражания): популярность убеждений увеличивается по мере того, как их принимает всё больше людей.

  • Групповое мышление: предрасположенность участников группы к минимизации конфликта, при которой конформизм или желание социальной гармонии приводят к принятию неоптимальных решений.

  • Эффект ореола: влияние общего впечатления о человеке на оценку его отдельных характеристик (как хороших, так и плохих).

  • Моральная удача: в зависимости от благоприятного или неблагоприятного исхода ситуации действия человека получают позитивную или негативную оценку.

  • Эффект ложного согласия: склонность человека проецировать свой способ мышления на других людей — то есть считать, что все думают точно так же, как и он сам.

  • Проклятие знания: когда что-то становится понятным для человека, ему начинает казаться, что это понятно и всем остальным.

  • Эффект прожектора: склонность человека переоценивать то, насколько его действия и внешний вид заметны для окружающих.

  • Эвристика доступности: склонность считать более вероятными те варианты развития событий, примеры которых первыми приходят на ум.

  • Защитная атрибуция: наблюдатель склонен занимать сторону жертвы или виновника происшествия в зависимости от сходства с ними (с кем оно меньше, на того возлагается больше ответственности) — это даёт ощущение, что происшествия можно было избежать, и помогает защитить себя от страха оказаться одной из сторон в аналогичной ситуации.

  • Вера в справедливый мир: представление о том, что мир устроен справедливо, а люди получают по заслугам: за хорошие личные качества и поступки следует награда, а за плохие — наказание.

  • Наивный реализм: склонность человека считать, что всё воспринимаемое им является объективной реальностью, а несогласные с ним — нерациональны, неинформированы или под влиянием предрассудков.

  • Наивный цинизм: склонность ожидать более эгоистического поведения от других, чем есть на самом деле.

  • Эффект Форера, или эффект Барнума: люди переоценивают точность неопределённых и достаточно обобщенных описаний их личности, которые на самом деле можно успешно применить ко многим другим людям.

  • Эффект Даннинга-Крюгера: профессионалы склонны сомневаться в своих знаниях и выводах, а некомпетентные люди часто слишком самоуверенны и неспособны видеть свои ошибки.

  • Эффект якоря (привязки): при принятии решений люди сосредотачиваются на информации, которая поступила первой.

  • Доверие автоматизированным системам: люди минимизируют когнитивную нагрузку и слишком полагаются на автоматизированные системы (например автокоррект), даже если они предлагают ошибочное решение взамен верного.

  • Цифровая амнезия, или «эффект Google»: мозг хуже запоминает информацию, которую можно легко найти в поисковике.

  • Реактивное сопротивление: человек делает прямо противоположное тому, что ему советуют, особенно если чувствует, что это ограничивает его свободу.

  • Предвзятость подтверждения: тенденция человека искать и отдавать предпочтение той информации, которая согласуется с его точкой зрения.

  • Эффект обратного действия: когда люди сталкиваются с фактами, несоответствующими их убеждениям, то склонны ещё больше укрепляться в своих убеждениях и отвергать эти факты.

  • Эффект третьего лица: люди считают, что другие более подвержены влиянию рекламы и других методов убеждения, чем они сами.

  • Искажение, вызванное верой: склонность оценивать силу аргумента на основе правдоподобности вывода, а не того, насколько аргумент подтверждает этот вывод.

  • Каскад доступной информации: укрепление коллективной веры во что-либо по мере многочисленного повторения этого факта или утверждения в обществе.

  • Деклинизм: склонность романтизировать прошлое и видеть будущее в чёрном свете, а также убеждённость в том, что общество находится в состоянии упадка.

  • Отклонение в сторону статус-кво: стремление к тому, чтобы вещи оставались неизменными, и тенденция считать, что потеря статус-кво принесёт больше ущерба, чем выгоды.

  • Иррациональное усиление: склонность продолжать вкладывать ресурсы во что-либо, даже если затраты превышают потенциальную выгоду.

  • Ошибка игрока: склонность считать, что вероятность каждого последующего исхода случайного события зависит от его предыдущих исходов.

  • Предпочтение нулевого риска: склонность выбирать стратегию, при которой один из рисков исчезает полностью, вместо стратегии, которая частично снижает несколько рисков, даже если в этом случае общий риск окажется ниже.

  • Эффект фрейминга: склонность делать разные выводы из одной и той же информации в зависимости от того, как она преподносится.

  • Стереотипизация: приписывание человеку свойств социальной группы, к которой он принадлежит, притом что информации о самом человеке может не быть.

  • Эффект однородности чужой группы: людям кажется, что представители чужих групп более схожи между собой, а представители своих — более уникальны.

  • Эффект авторитета: тенденция придавать более высокую оценку мнению авторитетных личностей и зависеть от этого мнения.

  • Плацебо: вера в то, что лечение сработает, может приводить к некоторому улучшению самочувствия человека.

  • Систематическая ошибка выжившего: склонность при принятии решений опираться на известные данные (по «выжившим») и пренебрегать неизвестными (по «погибшим»).

  • Дисторсия времени: изменение восприятия времени вследствие травмы, приёма наркотиков или физической нагрузки.

  • Закон тривиальности, или «эффект велосипедного сарая»: люди во время совещаний тратят больше времени на несущественные вопросы, чем на важные.

  • Эффект Зейгарник: человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

  • Эффект IKEA: потребители более высоко оценивают значимость товаров, которые они создают отчасти сами.

  • Эффект Бенджамина Франклина: человек, сделавший что-то хорошее для другого человека, с большей вероятностью ещё раз поможет этому человеку, чем если бы получил помощь от него.

  • Эффект постороннего: чем больше свидетелей происшествия, тем меньше вероятность того, что кто-нибудь из них начнёт помогать пострадавшим.

  • Внушаемость: восприимчивость людей к чужим идеям и склонность принимать их за свои.

  • Парамнезия: нарушение памяти, проявляющееся в ложных воспоминаниях, когда происходит смешение прошлого и настоящего или реальных и вымышленных событий.

  • Криптомнезия: нарушение памяти, при котором человек забывает источник информации и воспринимает чужие идеи как свои собственные.

  • Иллюзия кластеризации: тенденция видеть закономерности там, где их нет.

  • Искажение, вызванное пессимизмом: склонность переоценивать вероятность негативного исхода.

  • Искажение, вызванное оптимизмом: склонность переоценивать вероятность позитивного исхода.

  • Эффект слепого пятна: человек неспособен признать свои когнитивные искажения, но с лёгкостью замечает их у других.