50 когнитивных искажений
Источник:
Маск говорит, что каждый ребёнок должен знать и избегать эти 50 когнитивных искажений
Гендиректор Tesla и SpaceX Илон Маск в своём твиттере поделился списком из 50 ошибок восприятия и мышления, о которых, по его мнению, нужно с малых лет рассказывать всем людям. Инфографика с когнитивными искажениями, понимание которых поможет людям принимать более рациональные решения, была подготовлена компанией TitleMax.
Фундаментальная ошибка атрибуции: люди склонны объяснять поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.
Эгоистическая погрешность: люди склонны приписывать успех своим способностям и усилиям, а неудачи — внешним факторам.
Внутригрупповой фаворитизм: склонность содействовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Эффект присоединения к большинству (подражания): популярность убеждений увеличивается по мере того, как их принимает всё больше людей.
Групповое мышление: предрасположенность участников группы к минимизации конфликта, при которой конформизм или желание социальной гармонии приводят к принятию неоптимальных решений.
Эффект ореола: влияние общего впечатления о человеке на оценку его отдельных характеристик (как хороших, так и плохих).
Моральная удача: в зависимости от благоприятного или неблагоприятного исхода ситуации действия человека получают позитивную или негативную оценку.
Эффект ложного согласия: склонность человека проецировать свой способ мышления на других людей — то есть считать, что все думают точно так же, как и он сам.
Проклятие знания: когда что-то становится понятным для человека, ему начинает казаться, что это понятно и всем остальным.
Эффект прожектора: склонность человека переоценивать то, насколько его действия и внешний вид заметны для окружающих.
Эвристика доступности: склонность считать более вероятными те варианты развития событий, примеры которых первыми приходят на ум.
Защитная атрибуция: наблюдатель склонен занимать сторону жертвы или виновника происшествия в зависимости от сходства с ними (с кем оно меньше, на того возлагается больше ответственности) — это даёт ощущение, что происшествия можно было избежать, и помогает защитить себя от страха оказаться одной из сторон в аналогичной ситуации.
Вера в справедливый мир: представление о том, что мир устроен справедливо, а люди получают по заслугам: за хорошие личные качества и поступки следует награда, а за плохие — наказание.
Наивный реализм: склонность человека считать, что всё воспринимаемое им является объективной реальностью, а несогласные с ним — нерациональны, неинформированы или под влиянием предрассудков.
Наивный цинизм: склонность ожидать более эгоистического поведения от других, чем есть на самом деле.
Эффект Форера, или эффект Барнума: люди переоценивают точность неопределённых и достаточно обобщенных описаний их личности, которые на самом деле можно успешно применить ко многим другим людям.
Эффект Даннинга-Крюгера: профессионалы склонны сомневаться в своих знаниях и выводах, а некомпетентные люди часто слишком самоуверенны и неспособны видеть свои ошибки.
Эффект якоря (привязки): при принятии решений люди сосредотачиваются на информации, которая поступила первой.
Доверие автоматизированным системам: люди минимизируют когнитивную нагрузку и слишком полагаются на автоматизированные системы (например автокоррект), даже если они предлагают ошибочное решение взамен верного.
Цифровая амнезия, или «эффект Google»: мозг хуже запоминает информацию, которую можно легко найти в поисковике.
Реактивное сопротивление: человек делает прямо противоположное тому, что ему советуют, особенно если чувствует, что это ограничивает его свободу.
Предвзятость подтверждения: тенденция человека искать и отдавать предпочтение той информации, которая согласуется с его точкой зрения.
Эффект обратного действия: когда люди сталкиваются с фактами, несоответствующими их убеждениям, то склонны ещё больше укрепляться в своих убеждениях и отвергать эти факты.
Эффект третьего лица: люди считают, что другие более подвержены влиянию рекламы и других методов убеждения, чем они сами.
Искажение, вызванное верой: склонность оценивать силу аргумента на основе правдоподобности вывода, а не того, насколько аргумент подтверждает этот вывод.
Каскад доступной информации: укрепление коллективной веры во что-либо по мере многочисленного повторения этого факта или утверждения в обществе.
Деклинизм: склонность романтизировать прошлое и видеть будущее в чёрном свете, а также убеждённость в том, что общество находится в состоянии упадка.
Отклонение в сторону статус-кво: стремление к тому, чтобы вещи оставались неизменными, и тенденция считать, что потеря статус-кво принесёт больше ущерба, чем выгоды.
Иррациональное усиление: склонность продолжать вкладывать ресурсы во что-либо, даже если затраты превышают потенциальную выгоду.
Ошибка игрока: склонность считать, что вероятность каждого последующего исхода случайного события зависит от его предыдущих исходов.
Предпочтение нулевого риска: склонность выбирать стратегию, при которой один из рисков исчезает полностью, вместо стратегии, которая частично снижает несколько рисков, даже если в этом случае общий риск окажется ниже.
Эффект фрейминга: склонность делать разные выводы из одной и той же информации в зависимости от того, как она преподносится.
Стереотипизация: приписывание человеку свойств социальной группы, к которой он принадлежит, притом что информации о самом человеке может не быть.
Эффект однородности чужой группы: людям кажется, что представители чужих групп более схожи между собой, а представители своих — более уникальны.
Эффект авторитета: тенденция придавать более высокую оценку мнению авторитетных личностей и зависеть от этого мнения.
Плацебо: вера в то, что лечение сработает, может приводить к некоторому улучшению самочувствия человека.
Систематическая ошибка выжившего: склонность при принятии решений опираться на известные данные (по «выжившим») и пренебрегать неизвестными (по «погибшим»).
Дисторсия времени: изменение восприятия времени вследствие травмы, приёма наркотиков или физической нагрузки.
Закон тривиальности, или «эффект велосипедного сарая»: люди во время совещаний тратят больше времени на несущественные вопросы, чем на важные.
Эффект Зейгарник: человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
Эффект IKEA: потребители более высоко оценивают значимость товаров, которые они создают отчасти сами.
Эффект Бенджамина Франклина: человек, сделавший что-то хорошее для другого человека, с большей вероятностью ещё раз поможет этому человеку, чем если бы получил помощь от него.
Эффект постороннего: чем больше свидетелей происшествия, тем меньше вероятность того, что кто-нибудь из них начнёт помогать пострадавшим.
Внушаемость: восприимчивость людей к чужим идеям и склонность принимать их за свои.
Парамнезия: нарушение памяти, проявляющееся в ложных воспоминаниях, когда происходит смешение прошлого и настоящего или реальных и вымышленных событий.
Криптомнезия: нарушение памяти, при котором человек забывает источник информации и воспринимает чужие идеи как свои собственные.
Иллюзия кластеризации: тенденция видеть закономерности там, где их нет.
Искажение, вызванное пессимизмом: склонность переоценивать вероятность негативного исхода.
Искажение, вызванное оптимизмом: склонность переоценивать вероятность позитивного исхода.
Эффект слепого пятна: человек неспособен признать свои когнитивные искажения, но с лёгкостью замечает их у других.